Уголок по речевой деятельности в группе как часть предметно-пространственной среды.
Ирина Владимировна Протасевич,
Инна Викторовна Малышева,
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд обязательных требований к осуществлению дошкольного образования. Одним из этих требований являются требования к условиям реализации образовательных программ, а в частности к предметно-пространственной развивающей среде (п.3.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
Уголок по речевой деятельности, организованный в группе – это часть предметно-пространственной развивающей среды всего образовательного пространства, поэтому он должен соответствовать требованиям, указанным в п.3.3. ФГОС дошкольного образования.
В МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик» уголок по речевой деятельности организован с целью создания условий для стимулирования речевой деятельности и речевого общения в разновозрастной подготовительной группе, т.к. воспитанники этой группы входят в состав логопедической группы ДОУ.
Уголок по речевой деятельности организован воспитателями группы при поддержке учителя-логопеда и участии родителей воспитанников, и отвечает требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно соответствует принципам
- Содержательности и насыщенности;
- Трансформируемости;
- Полифункциональности;
- Вариативности;
- Доступности;
- Безопасности,
а также соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда уголка обеспечивает реализацию образовательного потенциала данного пространства и включает материалы, оборудование для развития детей с учетом особенностей и коррекции недостатков в их развитии: в уголке размещены столы и стулья для индивидуальной и совместной с педагогом деятельности, зеркало для работы над артикуляционным аппаратом, полки и книжный уголок, с размещенными на них играми, пособиями, литературой.
Насыщенность среды отражается в многообразии дидактических средств для занятий, которые включают материалы:
- Для работы над звукопроизношением (литература, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото);
- Для развития мелкой моторики (разнообразные шнуровки, мозаики, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения, набор пазлов, набор кубиков);
- Для развития дыхания (соломинки для коктейля, вертушки, язычки-гудки, легкие игрушки султанчики, картотеки дыхательных упражнений);
- Для обучения грамоте («Город звуков и букв», магнитные буквы, алфавиты, азбука, буквари, лото, книги для чтения, кубики Зайцева, пазлы, дидактические игры);
- Для изучения лексических тем (Дидактические игры, детская литература, сюжетные и предметные картинки, подборки игровых заданий, лото, домино);
- Для развития связной речи (Серии сюжетных картинок (для установления последовательности событий, по временам года, различные виды театров).
Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и может зависеть от темы недели, месяца (согласно комплексно-тематического планирования образовательного процесса), лексической темы, времени года, традиций и праздников, что соответствует принципу трансформируемости и вариативности предметно-пространственной среды.
Согласно принципу полифункциональности в уголке могут применяться другие составляющие предметной среды группы, как то: ширма для показа кукольных спектаклей, мягкие переносные модули, магнитная доска, а также могут применяться природный, бросовый материал как предметы- заместители.
Все материалы в уголке находятся в свободном доступе для детей и обеспечивают все основные виды детской активности: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную, коммуникативную), что соответствует принципу доступности.
Принцип безопасности реализуется в надежном укреплении всего оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены игры и пособия, а также безопасности их использования.
Важную роль в организации уголка сыграла помощь родителей. Ими были изготовлены различные виды театров: вязаный, театр ложек, пальчиковый, шапочки-маски для театрализации, подобран поддувной материал (соломинки для коктейля, вертушки, свистки-гудочки), материал для развития мелкой моторики (массажные мячики, прищепки,). Активно отзываются родители и при освоении лексических тем: подбирают материал, готовят коллажи, поделки для мини-музея).
Для родителей педагогами организован логопедический уголок в приемной, где размещены рекомендации, консультации по развитию речи и постановке и автоматизации звуков, обязательно отмечаются успехи детей.
Таким образом, уголок по речевой деятельности в группе – многофункциональный центр, с насыщенной предметно-развивающей средой, который обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности с обязательным участием родителей, что соответствует требованиям современного дошкольного образования. |