Современная эпоха предъявляет высокие требования к качеству дошкольного образования. Очень важно создать каждому ребенку дошкольного возраста равные стартовые возможности для поступления в школу. Не исключением являются и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования делает акцент на индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Выстраивая индивидуальную коррекционно-развивающую траекторию ребенка с нарушением речи, педагоги (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинский работник, родители) продумывают образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений дает возможность вносить коррективы в намеченные планы и простроенные структуры коррекционного процесса.
В целях поддержки инициативы ребенка в различных видах деятельности, значительное место отводится предметно-развивающей среде логопедических кабинетов дошкольных организаций, что позволяет ребенку проявлять свое творчество и удовлетворить желание начать непосредственную образовательную деятельность с любого раздела. Так для развития мелкой моторики пальцев рук предложены шнуровки ярких картин, разноцветные пуговицы, шишки для сжимания, скорлупа грецких орехов для произношения и ритмизации чистоговороки, мячи-«ёжики» для массажа ладони, наборы прищепок для прищепкотерапии, кольца-суджок, трафареты для штриховки. Ребенок может взять металлофон или бубен, учитель-логопед с удовольствием поддержит его в работе над развитием фонематического слуха. Ребенок, играя, может выделить заданный звук музыкальным инструментом.
В доступном для детей месте располагается поддувной материал: перышки, бумажные снежинки, игрушечные вентиляторы, вата, осенние листья - всевозможные предметы, на которые можно дуть и вырабатывать сильную воздушную струю, способствующую правильному речевому дыханию. Под забавные истории учителя-логопеда ребенок дует на предметы в нужном месте с определенной силой, тем самым укрепляет речевой аппарат и силу воздушной струи. Закрепляет правило, что нужно говорить на спокойном выдохе.
В игровой форме можно предложить ребенку сделать артикуляционную гимнастику для развития и укрепления мышц речевого аппарата. Эта работа очень кропотливая, требующая усидчивости и желания ребёнка. В этом помогает яркий разнообразный дидактический материал и творчество учителя-логопеда, умение импровизировать. «Театр пальчиков и язычка» разнообразит движения и внесет положительные эмоции в работу ребенка.
Большое разнообразие дидактических игр, таких как «Логопедическое лото» - способствует развитию внимания, памяти, автоматизации поставленных звуков, «Живые звуки» - прививает навык звукового анализа слова, умение определять и называть все звуки слова в порядке их произнесения. «Слово к слову» - игра закрепляет умение определять слоговой состав слова со стечением согласных, развивает фонематическое восприятие, слуховое внимание и память. «Любимая каша» - познавательная игра для формирования и развития грамматического строя речи, словообразования и словоизменения. Эти игры взяты для примера из разных областей речевой коррекции. Их использование позволяет осуществлять коррекцию и развитие речи в интеграции с образовательными областями, что способствует ее обогащению, например:
· Социально-коммуникативное развитие: ребенок коммуникабелен, значит, умеет общаться в коллективе, презентовать себя.
· Познавательное развитие: ребенок познает мир через вопросы, а их нужно уметь задавать. Для этого необходимо чистое звукопроизношение.
· Художественно-эстетическое развитие: речь помогает понимать прекрасное через художественное слово, объяснять свое творчество очень важно для ребенка.
Кроме яркой обогащенной предметно-развивающей среды логопедического кабинета, особое значение имеет оснащенность логопедического центра в группе, ведь постановку звуков, мелкую моторику и другие речевые навыки необходимо закреплять в повседневной жизни ребенка в детском саду. Здесь также необходим яркий красочный материал.В логопедическом центре представлены дидактические игры: «Мой, моя, моё мои» - на формирование представления о роде, и числе. «Профессии», «Плоды и листья», «Чей домик?» - на развития связной речи
«Аналогии» - на развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.
Закрепление и отработка поставленных звуков необходима ребенку и в домашних условиях, поэтому огромную помощь в работе учителя-логопеда с родителями оказывает родительский уголок в приемной речевой группы. В уголке мы размещаем консультации, раздаточный материал в виде буклетов на автоматизацию звуков, информацию о том, над какими звуками работаем по обучению грамоте, что нужно закрепить дома (выкладывать из палочек, прутиков, крупы, лепить из пластилина, соленого теста, глины изученные буквы).
Таким образом, организуя коррекционную предметно-развивающую среду в дошкольной организации, мы создаем благоприятные условия для коррекции, развития и обогащения речи наших воспитанников, что является одним из требований реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
|