МБДОУ Раздольнинский детский сад "Кораблик"




Четверг, 25.04.2024, 09:30





Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход




                              





Сайт переехал на новый адрес


Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в условиях организации и реализации инновационной деятельности в дошкольной организации.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в условиях организации и реализации инновационной деятельности в дошкольной организации.

 

Малышева Инна Викторовна, воспитатель МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик»

Развитие коммуникативных навыков относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

  • – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Оно несет несколько социальных и психологических функций. Основным средством общения людей выступает коммуникация, а умение общаться зависит от сформированности коммуникативных навыков.
  • навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. навыки проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров. Зарождение и становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в период дошкольного детства происходит зарождение и становление коммуникативной деятельности; общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Так как Дошкольный возраст признан уникальным периодом развития ребенка, это определило одну из задач дошкольного образования - расширение возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности. В связи с этим, основные нормативные документы, такие как:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.,

определили новые приоритеты развития дошкольного образования.

Так закон «Об образовании» ориентирует педагога на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет «Социально-коммуникативное развитие», как одну из пяти образовательных областей, необходимых для освоения ребенком в период дошкольного детства. Содержанием данной образовательной области является:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Вышеперечисленное содержание демонстрирует необходимые коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что, несомненно, является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.

Развитие навыков общения происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. и к концу дошкольного выпускник детского сада будет обладать следующими «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития».
•Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
•Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи.
•Выпускник детского сада способен различить условную и реальную ситуации, он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
•Старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения.
Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, определяют «возможные достижения» старшего дошкольника.

  • сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, (это формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе и предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в ДОО) необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Чтобы выявить актуальность данной проблемы в нашей дошкольной организации, был проведен опрос основных участников образовательного процесса: педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик». Предметом анкетирования стали оценки, мнения, представления основных участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей) относительно социально-коммуникативного развития детей в семье и в дошкольном учреждении. Всего было опрошено 85 респондентов, родителей –75 респондентов, педагогов – 10. В результате анкетирования было выявлено, что большая часть родителей (73%) акцентирует внимание на совместную деятельность с ребенком и не на общение по поводу этой деятельности ( т.е. что будем делать, как будем делать, что нам для этого понадобится, как сделать это лучше и т.д.), Кроме того, родители отмечают, что просто беседам или разговорам с ребенком отводится очень мало времени, ввиду занятости и ограниченного времени пребывания с ребенком. Также большая часть педагогов отмечает, что развитие коммуникативных навыков воспитанников находится на среднем уровне, а 18 % отмечает низкий уровень коммуникации. Ввиду данной проблемы родителям было предложено ответить на вопрос, кто должен заниматься развитием коммуникативных навыков или навыков общения. Большинство родителей, не умаляя собственной роли в формировании коммуникации, все же отметили, что детский сад играет важную роль в формировании навыков общения ребенка, так как он большую часть времени проводит в детском саду. Таким образом, роль детского сада в вопросе формирования навыков общения у детей дошкольного возраста очевидна. Таким образом, формирование коммуникативных навыков является важной задачей дошкольного образования.
  • состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, как первой ступени общего образования приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных навыков в условиях реализации требований ФГОС остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Проведенные нами исследования в области социально-коммуникативного развития дошкольников позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.
  • противоречие позволило сформулировать проблему: как в современной дошкольной организации в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных навыков наиболее успешным, отвечающим требованиям практики. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема инновационной деятельности нашей дошкольной организации: «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

Цель работы: выявление эффективных средств и создание оптимальных путей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить готовность педагогов и родителей (законных представителей) к реализации программы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  3. Разработать и реализовать дополнительную общеразвивающую программу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
  4. Организовать мониторинг сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  5. Разработать научно-методические рекомендации по организации работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников в условиях ДОО.

Новизна инновационного проекта состоит в том, что в результате его реализации у всех участников образовательного процесса будет сформировано умение управлять своим поведением и деятельностью по выстраиванию взаимоотношений в системе ребенок-ребенок, родитель-ребенок, родитель-педагог, родитель-родитель.

 

Реализация инновационного проекта МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик» «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» обеспечит дошкольникам:

 

- умение находить правильный стиль и тон общения;

- знание правил общения, установления контактов,

- возможность избегания конфликтных ситуаций, разрешение конфликтов с помощью речи;

- умение сотрудничать в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое;

-развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

 

педагогам:

-совершенствование компетентности педагогических работников в вопросах формирования коммуникативных навыков и социально-коммуникативного развития дошкольников;

-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

родителям:

- умение выстраивать гармоничные бесконфликтные отношения в системе родитель-ребенок, родитель-педагог, родитель-родитель.

 

В результате работы по инновационному проекту в нашей образовательной организации будут

1. разработаны:

  • пакет нормативно-правовой документации;
  • дополнительная общеразвивающая программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста;
  • Разработаны научно-методические рекомендации по организации работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

2. Повышена профессиональная компетентность педагогов в области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

3.Оптимизировано взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников).

4.Организовано социальное партнерство МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик» с районным домом детского творчества, школой и сельским домом культуры, что позволит сформировать коммуникативные навыки воспитанников детского сада, необходимые для дальнейшего обучения в школе и эффективного взаимодействия с окружающими.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ира (15.01.2018)
Просмотров: 618 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar


Категории раздела

Мои статьи [4]

Разделы

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0